Как составить бизнес-план?
Начало бизнеса — это серьезный и сложный шаг. В условиях большой рыночной конкуренции, кризиса, необходимо четко взвесить все "за" и "против", проанализировать возможные потери, проблемы, и заранее разработать планы выхода из неприятных ситуаций. Ваш бизнес будет успешным и процветающим, если вы начнете его грамотно и составите бизнес-план.
Бизнес-план — это первый и самый основной шаг в создании бизнеса, будь то производство товаров или оказание услуг. Любой успешный бизнес должен начинаться с продуманного бизнес-плана. Большую роль он играет при необходимости получения кредитов на развитие бизнеса. Если финансирование вашего предприятия будет основано на сторонних инвестициях, решение о денежных влияниях в ваш проект инвестор примет только после ознакомления с бизнес-планом.
Но самое главное — бизнес-план нужен самому предпринимателю. Он позволит оценить ситуацию на рынке, проанализировать возможные риски, спланировать разные варианты ведения бизнеса.
Любой бизнес-план, не зависимо от вида, содержит цели и вид, планируемой деятельности, анализ эффективности, сопоставление предполагаемых доходов и расходов предприятия, анализ рыночной ситуации и ее влияние на деятельность. Давайте узнаем какие виды бизнес-планов существуют и как составить бизнес-план?
Виды бизнес-планов в России
Как составить бизнес-план исходя из их видов? Бизнес-планы подразделяются на внутренние и внешние.
1) Внутренний бизнес-план. Составляется и применяется только внутри самого предприятия, компании. Данный план нужен для того, чтобы проанализировать имеющиеся трудности и недочеты.
Второй целью — показать по факту реализацию намеченных ранее целей. Внутренний бизнес-план поможет понять, нужна ли реорганизация определенных структурных подразделений в компании, необходимо ли реформирование в работе. Такой бизнес-план дает представление о финансовых и трудовых потребностей производства. Раскрывает эффективность используемых ресурсов.
При составлении маркетингового бизнес-плана особое место занимает анализ рынка, наличие конкуренции, разработка рекламных компаний, изучается спрос потребителей. На основе такого плана рассчитывают затраты на маркетинг.
Среди внутренних бизнес-планов выделяют корпоративный. Этот бизнес-план подводит итоги и дает оценку по работе предприятия за определенный период времени. Основываясь на полученных исследованиях, разрабатываются новые перспективы развития предприятия и его подразделений. В основном, такой бизнес-план нужен руководству компании для анализа эффективности дальнейшей деятельности.
2) Внешний бизнес-план — это своего рода реклама компании, производства. Он должен быть правдоподобным, но в этом бизнес-плане чаще всего сглаживают "острые углы". В отличие от внутреннего бизнес-плана, во внешнем главное место занимают положительные качества, перспективы бизнеса. Недостатки стараются свести к минимуму. Внешние бизнес-планы предназначены для инвесторов, при необходимости получения кредита или для продажи бизнеса.
Для инвесторов в таком плане расписывают возможности дальнейшего перспективного развития фирмы, масштабы поставок, покупательский спрос. Для банков бизнес-план должен доказать платежеспособность предпринимателя, рентабельность производства.
Часто бывает, что внутренний бизнес-план усовершенствуется, устраняются недочеты и недостатки и преобразуется во внешний для ознакомления заинтересованным лицам.
И внутренний и внешний бизнес-план преследуют самую главную цель — это увеличение прибыли предприятия, разработка новых методов и способов для их увеличения.
Внутренние и внешние бизнес-планы подразделяются в свою очередь на:
1. Бизнес-план инвестиционного проекта.
2. Бизнес-план предприятия.
3. Бизнес-план на кредит.
4. Бизнес-план на грант.
1) Бизнес-план инвестиционного проекта — это внешний бизнес-план, целью которого является привлечение инвесторов. Он должен содержать подробное экономическое исследование и подробные характеристики предприятия. Должна быть четко сформулирована цель компании, представлен список заинтересованных лиц, это могут быть будущие акционеры, венчурные фирмы. Инвестиционный план должен содержать стратегию развития компании с учетом ситуаций на рынке. Чем подробнее будет анализ потребительской активности, конкурентности, оценка возможных рисков и выхода из них, тем успешнее может быть привлечение будущих инвесторов.
2) Бизнес-план предприятия — самый распространенный вид бизнес-планов. Он будет полезен не только крупным предприятиям, но и маленьким компаниям. Целью такого плана является анализ ситуации внутри фирмы. Выявление возможных проблем и недостатков в планировании и ведении бизнеса. Бизнес-план предприятия покажет, необходима ли для фирмы реструктуризация или перераспределение обязанностей.
3) Бизнес-план на кредит. Его отличие от инвестиционного плана заключается в трех особенностях:
- Он должен доказать, что фирма нуждается в финансовых вливаниях именно в определенный промежуток времени.
- Обязательно должна быть указана планируемая выгода от полученных заемных средств.
- Доказать банку платежеспособность.
Банку в первую очередь будут интересовать пункты: есть ли у заемщика поручители, имеется ли ценное имущество для залога. Такой бизнес-план не терпит приукрашивания. Банки будут проводить финансовую проверку вашего предприятия перед принятием решения, все неточности станут известны, а репутация фирмы будет подорвана и возможность получения кредита сведется к нулю.
4) Бизнес-план на грант составляется в том случае, если необходимо получить заем или субсидию из государственного бюджета. Такой план должен содержать все возможные преимущества вашего бизнеса для региона.
Как составить бизнес-план самому?
Вы планируете начать свой бизнес? Начните с бизнес-плана. Составить его самостоятельно не составит труда, кроме того инвесторы любят, когда бизнес-планы составляются самой организацией без привлечения третьих лиц. В первую очередь пропишите для себя все плюсы и минусы запланированного предприятия. Проанализируйте рынок конкуренции, определите точки сбыта и поставщиков. Сопоставьте предполагаемые доходы и расходы.
Строгих стандартов оформления бизнес-планов не существует, но если ваш план составляется для инвесторов или кредитной организации, он должен быть грамотно и структурно составлен.
Структура бизнес-плана
Грамотный бизнес-план произведет хорошее впечатление у инвесторов. Самое первое, что должно быть в структуре вашего плана — это деловое резюме.
1. Деловое резюме — это сжатый бизнес-план. Ему уделяют большее внимание при прочтении плана. Здесь вы кратно описываете цели вашего предприятия, сроки окупаемости, объемы будущей прибыли, размеры инвестиций. Несмотря на то, что деловое резюме должно находится в начале бизнес-плана, писать его необходимо в самом конце, когда проведены все маркетинговые исследования, сопоставлены все факторы.
2. Далее опишите анализ рынка. Инвесторы и другие заинтересованные лица могут не разбираться в особенностях именно вашей ниши бизнеса. Раскройте возможные перспективы развития, покупательский спрос. Четко должны быть прописаны потребители ваших товаров или услуг.
3. Описание продукции или услуг. В этом разделе вы в максимальном объеме должны раскрыть все особенности, преимущества ваших услуг. Описать, как они могут удовлетворить потребности рынка. Необходимо описать весь цикл прохождения вашей продукции. Составить прогноз видоизменения товаров, показать возможный ассортимент. Расскажите о местоположении вашего офиса, филиалов, покажите минусы и плюсы места.
4. Описание реализации. В этом разделе вам необходимо расписать схему вывода продукта на рынок. Раскрыть каналы продажи, систему сбыта, принципы ценообразования.
5. Финансовый план, производственный, административно-операционный. Финансовый план — самая важная часть бизнес-плана, он содержит информацию о доходах и расходах предприятия, желательно составлять его в виде таблицы. Производственный план раскрывает технологический процесс создания продукта, начиная от закупки сырья, заканчивая поступлением продукции на продажу. Здесь же желательно дать описание вашего оборудования, перечислить основных поставщиков. Административно-операционный план — это структура функционирования бизнеса. В этом разделе вы подробно раскрываете штатное расписание, заработную плату работников.
6. Расчет рентабельности проекта. В этом разделе вам необходимо описать финансово-экономические расчеты, рентабельность всего проекта. Долгосрочный прогноз поможет спроектировать ожидаемый доход.
7. Риски и альтернатива выхода их них. Этот раздел должен содержать всевозможные риски с учетом анализа рыночной ситуации. Желательно перечислять риски в виде таблицы и параллельно указывать альтернативные решения выхода из ситуаций.
8. Нормативная база. Это заключительный раздел вашего бизнес-плана. Он должен содержать все необходимые сертификаты, разрешительные документы, лицензии.
Бизнес-план необходимо писать сжато, перечисляя только конкретные факты. В среднем по объему он будет составлять 70-100 листов. Для лучшего восприятия информации, пользуйтесь таблицами, графиками. Сложная финансовая информация воспринимается легче, если она представлена в виде схемы. Помните, хороший бизнес-план — успешный шаг к началу бизнеса!