Нытьё, и его отличия от жалобы
Открыв академический словарь, можно узнать, что глагол «ныть» означает надоедать кому-либо и жаловаться по поводу какого-либо предмета или личности.
Это достаточно простое объяснение, но как узнать, где эта грань между назойливым нытьём и присущей для любого человека жалобой?
Граница между нытьём и жалобой
Один из вариантов, имеющих право на существование, звучит так: «Жалоба превращается в нытье, когда уже нет выхода из сложившейся ситуации».
Каждый человек может пожаловаться на жизнь своему другу, тем самым выплеснув негативные эмоции, а друг, в свою очередь, может поддержать тем, что выслушает, и это как минимум! Таким образом, поддержка оказывает благоприятное влияние на жалующегося человека – мир, как и прежде, расцветает яркими красками и кажется не таким уж и плохим. Поэтому через некоторое время человеку становится легче и к своей ситуации он относится намного проще.
Если же друг предложит конкретный, возможно, оригинальный вариант решения проблемы, то человек видит выход и мчится решать этот вопрос.
Нытьё же, разительно отличается в практике общения. Человек, который приходит ныть своему другу, не принимает никакие варианты и способы разрешения ситуации, в которой оказался. Наоборот, жалоба усиливается и из пятиминутного разговора превращается в длинный и скучный монолог.
Итак, граница между нытьём и жалобой в том, что нытье не принимает вариантов решения проблем, а ещё больше усиливается. В то время как жалоба ищет пути ликвидации жизненных проблем.
Опасность нытья и зачем люди это делают?
Постоянно ноющий человек переносит все внимание на себя вместо того, чтобы посвятить своё время и энергию для выхода из проблемы. И как итог – впустую потрачены силы и время.
Также нытьё не даёт человеку возможность контролировать ситуацию, по поводу которой он и ноет. Как следствие, отсутствие контроля негативно сказывается на своём здоровье и на здоровье добровольца, который выслушивает эти речи.
Зачем же всё-таки человек ноет? Нытьё избавляет человека от возможности возникновения когнитивного диссонанса. Зачем думать, что сложившаяся ситуация произошла по собственной вине или ошибке? Зачем анализировать своё поведение и искать причины проблемы в собственном характере? Ведь намного проще винить соседа, продавца, босса или погоду. Не нужно решать вопрос, не нужно развиваться – можно сбросить ответственность на других людей и по-прежнему считать себя добрым, честным, порядочным человеком.
Как прекратить нытьё посторонних?
Первый этап для того, чтобы остановить поток нытья – это показать свою незаинтересованность в этом разговоре. Внимание же, наоборот подпитывает собеседника и нытье может обрушиться с двойной силой.
Показать свою незаинтересованность можно различными способами:
1.Сослаться на важные дела («Срочный звонок», «Пора работать»);
2.Выйти из помещения («Непредвиденные обстоятельства», «Забыл о важном деле»);
3.Прямо заявить о нежелании продолжать разговор.
Третий способ можно использовать только тогда, когда друг способен понять, что переходит границы и сможет вовремя подкорректировать своё поведение.
Второй этап заключается в поиске решения возникшей проблемы. То есть необходимо задавать вопросы, стимулирующие собеседника к действию: «Как ты думаешь, что поможет в данной ситуации?», «Что ты уже предприняла/предпринял, чтобы решить этот вопрос?». Наводящие вопросы будут провоцировать собеседника к действию и нытье отойдёт на второй план.
Самое действенное лекарство против нытья – «Меньше слов, больше дела». Благодаря этому личность становится крепче, сильнее и успешнее.