Как ни крути, покупки заполняют нашу жизнь. Теперь магазины это места, где современный человек «добывает» пищу, необходимую одежду, средства коммуникации, подарки близким и многое другое.
Но если раньше в магазине мы видели одного человека, который реализовывал товар и по привычке звался продавцом, то сегодня бейджи на груди приветливых молодых людей в фирменной одежде сверкают разными терминами. И консультанты, и менеджеры, и продавцы и т.д.
Кто такой продавец?
Продавец — это работник коммерческой сферы, в обязанности которого входит реализация товара или оказание услуг. Фактически он является неким посредником между производителем и конечным потребителем товара. Как правило, чтобы получить эту должность, никакие особые навыки не нужны. Практически всегда отсутствует и критерий относительно образования. Продавец должен уметь вежливо общаться с клиентом, знать на зубок свой товар и непременно уметь выставлять его в лучшем свете. Также продавец не имеет права вносить коррективы в работу магазина, его ценовую и рекламную политику. Все его действия четко согласованы с руководителем.
Кто такой менеджер?
Менеджер — это наемный работник, фактически управленец, несущий полную ответственность за определенное направление работы предприятия. К примеру, за подбор персонала, коммуникации, финансы, бренд, продажи. Этот специалист руководит определенным количеством людей: планирует и организовывает их работу. Делятся менеджеры на управляющих операционного звена, линейных управляющих и соответственно управляющих высшего звена (директоров, председателей и так далее).
Разница между менеджером и продавцом
Проанализировав понятия выше, легко понять, что продавец и менеджер очень далеки друг от друга как по предоставляемым услугам, так и по обязанностям. Зачем далеко ходить. Обратимся к словообразованию — «менеджер» является производным от английского «to manage», что значит управлять. Управленцы всегда имеют людей в подчинении. А продавец явно и есть подчиненный работник, который во всем должен беспрекословно следовать указаниям вышестоящего.
Второе существенное отличие менеджера от продавца состоит в том, что первый не должен ограничиваться торговой сферой. К примеру, топ-менеджер и вовсе руководит большинством описанных выше процессов компании вместе. А продавец является лишь реализатором товара.
Касаемо именно торговой сферы важно отметить такие детали как ценообразование, политику скидок и рекламу, на которые менеджер имеет непосредственное влияние. Также на менеджера возлагается ответственность за управление сферой продаж, ведь он сам в праве разрабатывать бизнес-стратегии, планы, направлять компанию в определенное русло. Продавец же несет ответственность лишь за четко выполненный список требований без права его редактировать и принимать экстренные решения самостоятельно.