Содержание
Супермаркеты и гипермаркеты работают по одной системе — системе самообслуживания, однако гипермаркеты отличаются от супермаркетов наличием общепита (кафе, рестораны, бары) и развлечений (кинотеатр, зал с видеоиграми, интернет-кафе).
Обычно при строительстве гипермаркета каждый хозяин создает собственную организацию, которая занимается генподрядом и поиском более мелких специализированных структур для выполнения работ. Собственник считает, что таким образом он может контролировать свои деньги. Но сейчас ситуация начала меняться.
Некоторые девелоперы уже нанимают строителей отдельных объектов, на аутсорсинг. Им выгоднее платить "абонентскую плату", чем содержать в каждом из своих гипермаркетов: штат электриков, сантехников, плиточников. Кроме всего прочего, этой рабочей силой ведь нужно грамотно управлять и надо, соответственно, содержать еще и штат управленцев. Проще передать инженерное обслуживание на аутсорсинг и знать, что при возникновении проблемы она будет решена компетентно, быстро, без остановки рабочего процесса и без потерь.
Что касается супермаркетов, то магазины эти меньше, а значит, штат обслуживания может быть урезан раз в 5-10. Если посмотреть на управление объектами торговой недвижимости в мегаполисах, то мы увидим, что вокруг гипермаркетов сформировалась инфраструктура из компаний, предлагающих сопутствующие услуги: начиная от строительства и заканчивая подбором арендаторов, а с супермаркетами ничего подобного не происходит. Вот мы и узнали, чем отличается гипермаркет от супермаркета при строительстве.
Какая проходимость в гипермаркетах и супермаркетах?
Главное чем отличается гипермаркет от супермаркета, это проходимостью. Средняя проходимость московских гипермаркетов колеблется от 5000 до 16000 человек в день (причем 60% трафика обеспечивают якорные арендаторы). Посещаемость супермаркетов существенно снизилась за последние годы и колеблется в пределах от 600 до 5000 человек в день. Но при этом самые известные и крупные в городе до сих пор также посещаемы. А посещаемость у гипермаркетов колеблется от 16000-18000 человек в сутки. Такой трафик большинству супермаркетов может только сниться. Почему складывается такая ситуация?
Главная причина не в финансовых возможностях потребителей. Посмотрите на крупные проекты, бабушек вы там не увидите, они все ходят в супермаркеты. У них есть свой сложившийся образ жизни, по которому они не посещают гипермаркеты. Супермаркетам и гипермаркетам не надо соперничать. Они обслуживают разных потребителей. У каждого свой собственный трафик. Динамика прироста покупателей в гипермаркетах составляет порядка 810% в год. Это говорит о том, что потребитель двигается в сторону освоения более цивилизованных торговых площадок.
На сегодняшний день наибольший интерес представляют те форматы торговли, которые предлагают потребителю дополнительные сервисы. Мы говорим о наличии кинотеатров, развлекательных зон, кафе. Этого не может предложить ни один супермаркет. И в этой связи, тенденция роста трафиков торговых центров в ближайшие годы однозначно сохранится.
Кроме того крупные продовольственные торговые центры, способствуют "исчезновению" в округе объектов street retail (киосков, павильонов, магазинчиков).
Какой ассортимент предлагают гипермаркеты и супермаркеты?
Ассортимент товаров в гипермаркетах огромен — более 150 тыс. позиций товаров. Доля непродовольственных товаров это половина от всего ассортимента. Оборот гипермаркета за сутки превышает оборот супермаркета в 3-4 раза.
Супермаркет — магазин с гораздо меньшей площадью складских помещений и торгового зала, а значит и ассортимент там будет меньше. Редко когда в супермаркетах продается более 30 тыс. разных типов товара. Больше половины продаваемого это продукты и вещи первой необходимости.
Что касается реализации товара в супермаркетах, то прослеживается одна очень интересная тенденция: склад — пассивная площадь, а торговый зал — активная. В идеале производителю необходимо совсем отказаться от склада и продавать все "с колес". Он должен стремиться ускорить и упростить оборот, уменьшить запасы (ввести жесткий учет скорости реализации) и создать схему подвоза, разгрузки и выкладки товара прямо в зал.
Такую систему называют JIT (just in time — точно в срок). Условия работы определены четким учетом продаж (освобождения полок) в течение дня и усовершенствованной логистикой. В этом случае важно добиться оперативности, наладить трафик и т.д. Дабы избежать сложностей, магазин может ужесточить требования к поставщикам.
Скидки в супермаркетах и гипермаркетах
Гипермаркеты нередко пытаются заинтересовать покупателей эксклюзивными скидками в течение определенного времени. Владельцы точек таким образом рассчитывают закрепить свою продукцию в конкретной сети. Крупные сети, снижают стоимость на отдельные виды товаров, анонсируют в собственных каталогах или торговых путеводителях (этот анонс может быть условием для предоставления эксклюзивной скидки), что становится специальным рекламным или промо-мероприятием для самого магазина.
Вторая модель — push-продажи. Ее чаще всего используют супермаркеты. Она стимулирует покупку, предоставляя скидку за сумму покупки (которая может накапливаться в течение определенного срока). Возможен и возврат некоторой суммы после расчета на кассе (cash back). Эта модель выгодна для разных типов дистрибьюторов. Программа "PM" (push money — приманка) иногда включает выплаты продавцам за активное продвижение конкретных продуктов товарной линейки. Например, фирма Samsonite, известный в России поставщик кожгалантереи, предлагает розничным распространителям поощрение за каждую проданную сумку 1-2 доллара, а за новую модель чемодана — 10 долларов. Правда, такую схему нельзя использовать в магазинах самообслуживания.